Существует множество особенностей слоев чтения. Так, при визуальном восприятии человек больше использует периферическое зрение, а не центральное, чтобы уловить суть того, что видит. Есть также несколько правил, которые соблюдаются практически в каждом случае: объекты, расположенные рядом друг с другом, человек подсознательно связывает между собой; цвета оказывают на зрение раздражающее воздействие; при восприятии текста большую роль играет размер шрифта; несмотря на то, что человек быстрее читает длинные строчки, предпочтение он отдает коротким.
Есть еще одна когнитивная особенность, которую можно использовать при проектировании обучения, – когнитивный диссонанс. Эта особенность открыта Леоном Фестингером в 1957 году. Тогда ученый рассказывал, что людям некомфортно сталкиваться с определенным логическим противоречием. Таким образом, если человек уже имеет определенное представление о курсе, а потом получает другую информацию, он пытается для себя ее обосновать. К примеру, пользователь покупает курс, а потом он становится ему неинтересным. Однако после этого у пользователя включается психологический механизм, который позволяет найти в курсе хорошие стороны, даже если ему действительно не все нравится («Я купил курс и не могу быть обманут»).
Как работать с когнитивным диссонансом? Из-за этого фактора человек очень неплохо работает с домысливанием, поэтому в образовании можно использовать разные метафоры. Есть даже направление «сократический диалог», когда человек вместо того, чтобы получить информацию извне, сам путем ответов на вопросы доходит до какой-то мысли и начинает ее сознавать, и эти знания оказываются гораздо более ценными для него.
Еще одна особенность – страх. Многие люди боятся онлайн-образования и новых знаний. Регулярно мы замечаем: далеко не все люди выполняют те задания, которые им даются. Например, многим лень, а у некоторых есть ощущение, что они делают что-то не так, боятся показаться глупыми. Бороться со страхом можно с помощью системы систематической десенсибилизации – постепенного вовлечения человека в столкновение с объектами его страха.
Закон Паркинсона (система дедлайнов)
Распределение времени на выполнение поставленной задачи вплоть до своего дедлайна – еще один эффективный инструмент. Раньше курсы в основном продавались без ограничения по времени – человек мог проходить купленный курс хоть всю жизнь. Эта система неправильная, объясняет Евгений Буянов, потому что обычно такие курсы забрасывают. Если же в курсе появляются четкие дедлайны, получается интересный эффект. Ученик начинает логичнее распределять свое время, чтобы успеть к дедлайну пройти определенный материал и выполнить задания, выявляющие процент усвоенного.
Потребностно-информационная теория эмоций (Павел Васильевич Симонов)
Известно, что эмоции человека влияют на его мотивы. Наша мотивация зависит от нескольких показателей – от наших ожиданий и от наших потребностей. Если ожидания завысили, а потребность, допустим, достаточно серьезна, то, как только ожидания не оправдываются, эмоция становится резко отрицательной – это влияет на мотивацию ученика, и он может забросить обучение. Естественная реакция организма на частые отрицательные эмоции – апатия, люди стараются избежать отрицательных эмоций, поэтому им легче вовсе отказаться от курса. Поэтому не стоит давать пользователям завышенные ожидания в начале, лучше делать так: если потребность высокая, то ученик, продвигаясь в обучении маленькими шажками, лучше работает на самодисциплину.
Закон Йеркса-Додсона
Закон говорит о том, что высокая мотивация может быть даже вредна. Обычно человек хорошо учится, когда у него средняя или даже низкая мотивация. В этом случае он спокойно относится к неудачам, которых в обучении бывает много. В этом случае он гораздо дольше и эффективнее может заниматься. Мы часто видим: люди, которые воодушевлены в начале обучения, иногда на первой же неделе бросают курс.
Кривая забывания и интервальные повторения
Человек забывает полученную информацию постепенно. Это свойство можно выразить, своего рода, кривой забывания. Не забыть нужное помогают интервальные повторения – повтор информации в правильном режиме гарантирует долгосрочный эффект знания.
Таким образом, для создания эффективного курса стоит выстроить правильное расписание, поставить ограничения во времени прохождения блоков (дедлайны), учесть кривую забывания и вовремя дать материал на повторение, использовать задания, которые включают систему медленного мышления
Искусственный интеллект в образовании: будет ли компьютер учить человека?
Примерно 1000 лет назад зародилась современная парадигма образования с появлением первых университетов в Европе. Тогда же был заложен подход One-fit-all, когда система направлена на усредненного ученика. Современные электронные средства обучения радикальным образом эту парадигму не меняют. Так, MOOC – это, по сути, просто классные комнаты, переведенные в цифровой формат. Все так же мы изучаем один и тот же контент вне зависимости от того, каковы наши интересы, склонности, способности и наши цели.
Экономика образования
Существует огромное количество сфер в образовании, где искусственный интеллект может очень многое поменять. Самое простое – изменение экономики образования. Если мы создаем инструменты, которые берут на себя значительную степень рутинной работы в подготовке материалов и организации индивидуального процесса обучения, то это сделает всю систему менее затратной.
Ведь если мы подумаем о том, что у нас с самого начала есть индивидуальный трек обучения для каждого человека, то, возможно, и платить за это будут уже другие игроки рынка образования. Сейчас очень часто компании переобучают под себя молодых специалистов. Таким образом, у них есть внутренние курсы переквалификации. Почему бы не отнести эти затраты на тот период, когда человек еще учится и сделать трек обучения, который устроит работодателя?
Интерактивное обучение
Интерактивное образование инновацией не является, но и оно может стать принципиально новым.
Сейчас интерактивное образование существует в рамках выпадающих окон и достаточно примитивного перемещения заданных элементов. Если мы обратимся к обучению с погружением, где используется виртуальная реальность, если будем обучать человека при помощи опыта, то есть не просто перемещения картинок или работы с выпадающим меню, это станет именно взаимодействием с объектом. Человек сможет взять, поменять и увидеть, возможно, не ожидаемый никем результат.
Образовательная парадигма
«Самое главное изменение, которое может принести искусственный интеллект, это изменение вообще всей образовательной парадигмы. Речь идет об индивидуализации и персонализации обучения»
Существует понятие дифференциации, когда учитель определяет, что в его классе есть несколько групп учеников (один слабее, другие – сильнее, одним интересная химия, другим – физика), и пытается адаптировать для них один курс. Индивидуализация – это в целом то же самое, но не в отношении группы, а по отношению к конкретному ученику.
В процессе персонализации в центр помещается уже не учитель, а ученик, поэтому и весь образовательный процесс строится вокруг него. Здесь мы можем подойти к реализации личностно-ориентированного обучения, то есть обучения, которое строится вокруг конкретного человека, его возможностей и потребностей. И в этом же случае решается проблема mastery learning – обучения, которое ставит своей задачей не перепрыгивать через какие-то этапы.
Сегодня в современной школе ты сдаешь что-либо на троечку, и это уже хорошо. Подобный подход закладывает бомбу под все последующие этапы обучения, потому что, не уловив фундаментальные вещи в начале курса, ты потом будешь постоянно спотыкаться на этом, и тебя будет преследовать мучительное ощущение, что ты чего-то где-то не понял. Mastery learning исходит из того, что все должны освоить хотя бы 90 % материала, который преподавался.
Изменение роли учителя
Если в дифференциации и индивидуализации роль учителя была главной, организующей, то при персонализации, при изменении образовательной парадигмы, эта роль меняется. Он становится партнером, а, может быть, даже ресурсом, который позволяет организовать обучение не One-fit-all, а All-fit-one. В этом случае ученикам не нужно будет собираться вокруг учителя, проходить всем один курс, ехать в один вуз, в одну школу – все собирается вокруг одного человека. Все это пока что весьма отдаленное будущее, но именно к этому движется человек.
Возврат к списку